Александр Иличевский ([info]a_ilichevskii) wrote,

Монолог про электронный контент

Чтение с выражением

Интернет протестует против предложенного Конгрессу США закона, который поставит крест на распространении контента в глобальной Сети. Бастуют даже Wikipedia и Google. Что же важнее — право автора или свобода выбора? Писатель, букеровский лауреат Александр Иличевский полагает, что важнее здравый смысл

Я не являюсь чистым потребителем литературных текстов. Я выступаю в двух лицах. Во-первых, писателя — человека, который этот электронный контент производит и чьи копии распространены в онлайне. Во-вторых, читателя, который контент потребляет. Так что могу судить о проблеме с двух сторон.

И, знаете, мне знакомо это ощущение разочарования: пишешь книжки, тратишь на это много времени и труда, а потом обнаруживаешь, что они в свободном доступе выложены в Сети. Я человек семейный и должен кормить своих детей — меня такая коллизия озадачивает. Возникает ощущение, что тебя просто обделили. Для меня совершенно очевидна польза от свободного доступа к текстам молодых авторов, больше заинтересованных в промоушне, чем в символических роялти. Но этот парадокс не оправдывает тех, кто увлекается незаконным тиражированием контента. Поэтому, увидев, что меня обделяют, я в числе прочих авторов подписал письмо президенту с просьбой ограничить бесконтрольные скачивания.

На следующий же день в ЖЖ разгорелась дискуссия. Ко мне пришли — уже не помню их фамилии — довольно разумные люди и объяснили мне мою неправоту. Таким образом, я смог увидеть проблему в стереоскопическом виде. То есть встать и по одну, и по другую сторону. С этим случаем совпало еще одно событие. Мне написал письмо студенческий друг из США. Он эту проблему знал лучше, нежели все известные мне люди, поскольку всю жизнь провел в Силиконовой долине. Словом, предельно авторитетный человек. И он объяснил, что я не прав хотя бы потому, что эпоха тотально меняется. И хоть ты тресни, но текстовый контент будет рано или поздно свободным. Как когда-то начали летать самолеты — и летают до сих пор, и невозможно загнать это изобретение в чулан и посадить под замок. В музыке смена вех уже произошла. Сетевое распространение МР3-файлов обрушило основу всего бизнеса музыкальных носителей. Рухнули бюджеты, а за ними и производство.

При этом, должен признаться, я очень люблю тексты на электронных носителях и считаю, что bookreader — прекрасная вещь. Недавно я собственными руками вынес на помойку восемь столитровых рюкзаков старых книг в надежде на то, что их разберут. Действительно, разобрали. А я разгреб свой кабинет, который был доверху завален книжками, и теперь чрезвычайно счастлив. Между прочим, я и читать-то стал больше именно потому, что электронная книга очень удобна для глаз. И разрешение там великолепное, и размеры компактные.

А зарабатывать уже сегодня можно и нужно по-другому. Вот возьмем, к примеру, «Википедию». Она зарабатывает с помощью пожертвований. Я считаю, что писателям этот путь тоже вполне по силам. Условие одно: нужно сделать контент разумно дешевым. Как ни странно, именно в этом случае доходы будут самыми ощутимыми.

Дешевые цифровые издательства уже появились. Я был счастлив найти в электронном виде собрание сочинений Константина Вагинова, радостно скачал себе «Козлиную песнь», «Труды и дни Свистонова» и все остальное. Стоило это буквально копейки. Почему у электронных издательств дешевое производство? По причине отсутствия, во-первых, бумажных носителей и полиграфических издержек и, во-вторых, отчасти корректорско-редакторской правки. Поэтому есть все шансы сделать так, чтобы удовольствие от чтения было по карману всем.

К сожалению, у нас в книгораспространении огромное количество посредников — нахлебников и спекулянтов. Они располагаются между издателем и розничным торговцем, и каждый хочет урвать себе копейку. Когда я поинтересовался, какой путь проходит бумажная книга от издательства до книжного магазина, мне нарисовали 7 или 8 пунктов, которые необходимо преодолеть. Цены из-за этого растут, причем на авторских гонорарах это почти не отражается. Ведь если в европейских странах — Англии, например, — автор получает свой процент с розничных продаж, то у нас с оптовых.

При электронном распространении файлов вся эта цепочка нахлебников рушится. Книга обретает прямой путь от издателя к читателю.

Повторю еще раз: электронный контент должен быть оправданно дешевым. «Википедия» недавно провела мощную пиар-акцию по сбору благотворительных средств. Они ей действительно нужны. Уверяю, что нужны они и писателю. И у него должны быть свои возможности собрать пожертвования. Мне иногда говорят: «Это утопия. Разве наш народ в массе способен жертвовать?» У нас, мол, другой уровень жизни и другая психология. Но я уверен: все изменится.

Как писатель я даже заинтересован в том, чтобы мои тексты выходили в электронном виде. Мои книжки продаются за 300—400 рублей. А в электронной версии — за 70—80. «Упадет доход, лучше продавать на бумаге», — говорят мне. Разумеется, доход поначалу будет падать. Но держась за бумажные копии, вы препятствуете изменению мира. А мир меняется к лучшему. Сейчас происходит реальное воплощение мечты Михаила Бакунина, великого русского анархиста, который мечтал об умном союзе автономных личностей. Вся структура мира уже пронизана горизонтальными связями, на основе которых и могла бы появиться прекрасная умная анархия. Сеть — основа сегодняшнего мироустройства.

Государство существует только потому, что люди не могут договориться и ищут посредника. Но уже скоро люди научатся договариваться сами. Без всяких антипиратских законов.


  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments

[info]laragull

January 25 2012, 16:37:44 UTC 4 months ago

как же мне нравится эта ваша умная анархия) это ж прктически "царстиве небесное внутрь вас есть"))

[info]a_ilichevskii

January 25 2012, 17:21:07 UTC 4 months ago

ЦН оно и есть)

[info]oedelman

January 25 2012, 17:15:42 UTC 4 months ago

Саша! Ты романтик, и это прекрасно! Я к тому же даже не уверена, что это непрактично :)

[info]a_ilichevskii

January 25 2012, 17:21:29 UTC 4 months ago

все потихоньку продвинется.

[info]antoshkin

January 26 2012, 08:00:34 UTC 4 months ago

Как активный читатель хочу подтвердить, что продвинется. Лично у меня сейчас стратегия такая. Если я впервые беру книгу незнакомого мне ранее автора, я стараюсь все-таки найти её электронный вариант. Если я понимаю, что автор меня тронул, я обязательно найду возможность или в дальнейшем стараться покупать электронную версию, или просто однажды, оказавшись в книжном магазине, купить какую-либо из книг этого автора, еще не читанную, в благодарность за свои впечатления от чтения предыдущих его произведений. Хотя и понимая, что автор от этого купленного экземпляра получит в лучшем случае процентов десять (или меньше?) При этом мне покупать все книги в бумажном виде просто не по карману. Чем больше книг я прочитаю (а при выборе в качестве основного формата электронного я прочитаю их за год, конечно же, больше), я с бОльшим количеством людей поделюсь своими впечатлениями (быть может, тем самым побудив и их прочесть что-то из моего списка).
Александр, спасибо Вам за Вашу позицию. Желаю Вам побольше благодарных читателей :)

[info]antoshkin

4 months ago

[info]mbutov

January 25 2012, 17:18:14 UTC 4 months ago

Саша, а почему электронное издательство берет за Константина Вагинова хоть какие-то копейки? Они какие-лиюбоу силия приложили к тому, чтобы появился сам текст или его товарное воплощение?

[info]a_ilichevskii

January 25 2012, 17:20:41 UTC 4 months ago

50 р. за четыре книги.
Наверное распознавание, вычитка, верстка, на выбор - четыре формата, это приличная работа, нет?

[info]mbutov

January 25 2012, 17:26:04 UTC 4 months ago

Цифровое издательство делало вычитку? Что-то я сомневаюсь. Если делало - то ладно, понятно. И дело не в сумме, вопрос общий. Книжное издательство производит книгу. В ней есть бумага, она весит двести пятьдесят граммов. Цифровое издательство перепродает информацию. В случае классики оно, собюственно, отс ебя делает что? Там есть корректорская, текстологическая работа и пр. - попросту говоря, издание хотя как-то подготавливается заново - хотя бы сканируется или набирается, затем сверяется? Или просто взят текст из библиотеки свободного доступа?

[info]a_ilichevskii

January 25 2012, 17:35:41 UTC 4 months ago

Вот не поверишь - текст в идеальном состоянии, а в открытом доступе - только Козлиная песнь, остального вроде и нету нигде.

[info]tarzanissimo

January 26 2012, 12:12:13 UTC 4 months ago

Дорогой доуг! Новый мир уже так стар... Как и все бумажные издания. Но старайтесь спасать обречённое!

[info]kaplly

January 25 2012, 17:28:34 UTC 4 months ago

Законодателям как бы и положено отставать. Но чтоб до такой степени!
Абсолютно согласна с Вами!

[info]a_ilichevskii

January 25 2012, 17:58:44 UTC 4 months ago

:)

[info]alex_moskalenko

January 25 2012, 18:14:08 UTC 4 months ago

Вообще-то интернет и есть средство для обмена информацией. Вы правы - мир изменился. Вернуться в правовые рамки 20 века можно только запретив интернет.
С авторскими правами действительно проблема. Допустим, я купил Вашу книгу, а затем дал почитать дрзьям - должны ли они платить автору - да ни за что - книга теперь ведь - моя собственность. Я её даже продать могу.
А теперь - я КУПИЛ Вашу ЭЛЕКТРОННУЮ книгу и выложил БЕСПЛАТНО в интернет - для друзей. Должны ли они платить автору? Вопрос... Я же разместил её под Вашим именем. Я не наживаюсь на ней. А что её прочитают не десять друзей, а десять тысяч - так на то он и интернет, мировая глобальная сеть. Но авторы, которые живут на гонорары, могут по миру пойти.
Так что делать что-то нужно, но старые схемы здесь не пройдут.

[info]v_x

January 25 2012, 19:55:30 UTC 4 months ago

Спасибо, отличный внятный текст.

[info]reksha

January 25 2012, 20:58:23 UTC 4 months ago


До недавнего времени был директором одного авторского общества.Занимался там музыкальными правами. Но представления имею... Мое мнение: будущее за писателями-любителями. Я за свободу копирайта. Музыканты почти перестали зарабатывать с продаж дисков. Зарабатывают выступлениями. Писатель может читать лекции. Учить в школе. Выращивать картофель...

[info]il_canone

January 25 2012, 21:40:09 UTC 4 months ago

Все прекрасно. Но я не люблю букридер. Я люблю держать в руках книжку. постоянно их покупаю. И я не одна такая. К тому же читаю в основном в субботу, поэтому всякие девайсы автоматически отпадают. Проблема лишь в хранении, это правда.

[info]tarzanissimo

January 26 2012, 11:39:07 UTC 4 months ago

Ну, за капризы и надо платить дорогоЁ Привыкните читать букридер!

[info]sibkron

January 26 2012, 00:24:43 UTC 4 months ago

Спасибо. Великолепный текст.
Вагинов у старого доброго Мошкова: http://az.lib.ru/w/waginow_k_k/

[info]vchernik50

January 26 2012, 10:52:16 UTC 4 months ago

Спасибо! Это противостояние пиратов и луддитов уже начинает задалбывать, спасибо за взвешенный текст.

Приведу свой пример. Недавно я впервые в жизни купил электронную книжку. Уж очень захотелось, невтерпёж было ждать пока у пиратов появится. И цена божеская = 1$. И платить оказалось просто, всего лишь дойти до терминала, а когда вернулся, книга уже была на компьютере. И ребята хорошие, чего их было подводить.

Но вот теперь их книги стали продаваться через "ЛитРес", цена выросла вдвое - покупать не буду!! Дойдут до пиратов - прочитаю какие-то, нет - значит нет.

Вывод: если цена будет 1$ и меньше, то читатель не станет напрягаться и с лёгкостью расстанется с этим 1$. Молодёжь больше спускает на рингтоны, потому что это быстро, азартно, доступно, круто и т.д.

[info]holit_i_leleyat

January 26 2012, 13:21:44 UTC 4 months ago

Спасибо! Это противостояние пиратов и луддитов уже начинает задалбывать, спасибо за взвешенный текст.
Вот да.
Причем луддиты задалбывают сильнее.

[info]vchernik50

January 26 2012, 13:24:32 UTC 4 months ago

Нет, ну их можно понять, всем хочется кушать. Но как они не могут понять, что лечь поперек колеса истории ещё никому не удавалось. Т.е. лечь удавалось, но остановить колесо - нет;-)

[info]tarzanissimo

January 26 2012, 11:59:28 UTC 4 months ago

"ВЕК" ГУТЕНБЕРГА, ЕГО %)) ЛЕТ МИНОВАЛИ!
Дорогой Александр, и все знакомые и незнакомые друзья!
Я согласен с Александром полностььюю

Из копирайтов необходимо оставить одно положение:
запрет на искажения и плагиат.
Всё прочее наладится само собой. При колоссальном распространении сетевых изданий всё равно ни один крохобор не сможет ничего сделать.
да и жить на гонорары - это присуще 18-20 векам только. Ни ранее, ни теперь это не актуально.
Только добровольные фонды. созадаюзиеся людбми понимающими в эклнлмиеен могут решить дело.
А сетевые издательства всё равно завоюют весь мир!

Я говорю это не потому. что я старый анархист ( с 1950 года как минимум) но и потому, что я - один из самых старых рцсских литераторов.

Бумажные книги отжили свойё время. А как жить литераторам, это ркшится лишь анархическим путём, который слегка наметил А.Илличевский.

И это н просто слова.
Мои книги. как собственные так и переводные находятся в свободном доступе, и я о том не жалею, наоборот, рад, что они каждому доступны.

Долой большую часть посредникков. Книжные магазины всё равно жоживавают и скоро от них останется только букинистика для коллекционеров.
Мир меняется и меняет его интернет.

Когда-то сторонники рукописных книг в русском обществе сожгли типографию Ивана Фёдорова...
А книги ПЕЧАТНЫЕ половину тысячелетия просуществовали.
Но прогресс неминуем.
И электронные книги всё равно победят!

Ну а про гонорары, для тех, кто в них нуждается, позаботятся умные люди и умные фонды. И не по подсч1ёту прочитанных экземпляров, а по совершенно добровольному подходу. Если эдектронная книги для скачивания будет стоить копейки, то всё будет в порядке. авторам будет на что жить. А жадность ни к чему не приводит.
Есть русская сказка : соткала жена ковёр небывалой красоты и говорит мкжу: " Пойди на базар и проджай, но цену не спрашивай никогда! Что дадут, за то и отдай."

И он послушался и остался в баснословной выгоде.
Вот так-то, друзья.
У науки нрав не родкий,
Не заткнёшь его ты, миша
Ты своей дрянноею пробкой" Так пиал цензоу Лонгинову великий поэт Алексей константинович толстой


Вот и вс1
Ваш Василий Бетаки.

Извините, если опечатки тут. Зрение подводит...

[info]a_ilichevskii

January 26 2012, 12:04:03 UTC 4 months ago

Спасибо, Василий Павлович, за поддержку.
И совершенно согласен, что плагиат и опечатки - то, за чем следует следить предельно.
Но, думаю, само собой наметится создание некоей цифровой подписи, которая будет свидетелствовать о качестве текста. Например, точное число знаков в классической версии. Или что-то такое. А с плагиатом еще проще - при наличии поисковых систем...

[info]holit_i_leleyat

January 26 2012, 13:23:38 UTC 4 months ago

Хорошо написали. Спасибо.
Может и не договорятся люди без посредников, но против прогресса переть, запрещать и не допущать — бесперспективно.

[info]a_ilichevskii

January 26 2012, 14:41:01 UTC 4 months ago

ага :)
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…