?

Log in

No account? Create an account
ЧИТАТЬ: Борис Херсонский - Alexander Ilichevskii [entries|archive|friends|userinfo]
Александр Иличевский

[ website | "Романы, рассказы, эссе, короткая проза" ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

ЧИТАТЬ: Борис Херсонский [Oct. 8th, 2005|11:46 am]
Александр Иличевский
Читаю "Семейный архив" Бориса Херсонского.
Могучая книга. Достойная самых высоких похвал, наград.
Вот только почему "страна писателей" так разобщена, что для того, чтобы узнать о существовании _такого_ поэта понадобилось ждать несколько лет. Почему о _таком_ явлении я не то что не знал, но даже и слыхом не слыхивал.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: batumi
2005-10-08 04:09 am (UTC)
Впервые Бориса Херсонского я услышала и увидела в поэтическом клубе, *Круг*, которым рукоодил Юрий Михайлик, в начале 90-тых...
Я до сих пор преклоняюсь перед одесскими литераторами: Юрий Михайлик, Борис Зерсонский, Ефим Яковлевич Ярошевский, Евгений Голубовский, Ольга Сергеевна Ильницкая, Мария Галина, Анна Божко, Софья Кобринская, Анатолий Томашевский,..
Для меня *Вольный город* ( сборник стихов поэтов *Круга - одно из немногих, что всегда под рукой, в какой бы стране или городе не находилась
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: a_ilichevskii
2005-10-08 04:16 am (UTC)
Кроме Галиной никого не знаю.
Вот дела.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: marigalina
2005-10-09 07:00 am (UTC)
Проблема в том, что Херсонский в студию "Круг" не входил и в вольном городе напечатан не был
А Софья Кобринская - Соня Кобринская - вообще не поэт и не писатель
Она читатель, что явление не менее редкое
Как-то странно вы преклоняетесь
С уважением Мария (Семеновна) Галина
Кстати, Томашевского зовут Олег
Зерсонского - Херсонский, а не Зерсонский
Голубовский - журналист, но не поэт никоем образом и к студии Круг тоже никакого отношения не имеет
(Reply) (Parent) (Thread)
(no subject) - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: oliandy
2005-10-08 12:32 pm (UTC)
Да, он очень хороший :) И жена его (бывшая?) Татьяна Мартынова хороший пиит.

А вот Михайлика надо обязательно почитать--совершенно замечательно написанные пронзительные стихи. Так что там действительно целая плеяда.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: oliandy
2005-10-08 12:35 pm (UTC)
Да, не знаю почему, но Одесса как-то на отшибе. Я с Вами полностью согласна о Борисе Херсонском. И Михайлика обязательно почитайте - вот он совершенно замечательно сделанные, пронзительные стихи пишет из эмиграции.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: a_ilichevskii
2005-10-09 04:42 am (UTC)
Буду искать Михайлика, спасибо :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: oliandy
2005-10-08 12:35 pm (UTC)
Извините за продублированный коммент - у меня что-то с инетом.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: phizik
2005-10-08 11:30 pm (UTC)
Bylo by zamechatel'no sozdat' on-line archive dlya "странi писателей" gde mozhno bylo by publikovat' proizvedeniya do togo kak ih prinyali dlya publikacii. Podobnij archive uspeshno sozdali phyziki na "http://arxiv.org/".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: a_ilichevskii
2005-10-09 04:09 am (UTC)
Это огромная работа. Но необходимая.
Пока даже не знаю, как к ней подступиться.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _comeback_
2005-10-09 06:40 am (UTC)
Борис Херсонский на выступлении в Ленинке был просто великолепен!!! и вообще.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: a_ilichevskii
2005-10-09 10:15 am (UTC)
Да.
Надо читать Семейный архив. Надо читать. Это просто неслыханная книга.
Хочу вот такой роман написать.
Вот закончу все свои дела с текущим романом, и возьмусь. Руки чешутся.:)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2005-10-09 07:01 am (UTC)
Мы со Штыпелем об этом уже десять лет на каждом углу кричим!!!!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: marigalina
2005-10-09 08:41 am (UTC)
Это не аноним, это мы кричим!!! Я забыла поставить имя пользователя
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: marigalina
2005-10-09 10:09 am (UTC)

вот статья (неполностью) и внизу ссылка на номер НЛО


Если разветвленное многоплановое повествование о людях в истории — а вернее, под ее, истории, колесом — называется романом, то перед нами — безусловно, роман. Время действия охватывает весь ХХ век. Сорок повествовательных главок, из них две рифмованные, остальные — условно говоря, верлибр. «Условно говоря», потому что собственно верлибр в этих стихотворениях свободно перемежается белыми стихами с тем или иным метрическим рисунком. Повествовательные главки изредка перебиваются стихотворениями из цикла «Аукцион иудаики» (пять рифмованных, одно — верлибр) и краткими, как их называет автор, молитвами, также написанными верлибром.
Как известно, между романом просто и романом в стихах — дьявольская разница. Если хотя бы приблизительное представление о прозаическом произведении можно составить по сжатому пересказу, то поэзия — вся в словесной ткани, в фактуре. Поэтому, наверное, имеет смысл привести здесь полностью одну из самых коротких главок книги, тем более что вышедший небольшим тиражом в Одессе «Семейный архив» пока что (будем надеяться, что не надолго) для российского читателя не слишком доступен.

... О неприглядном он пишет без ложного стыда, о высоком — без глупой гордости. Его задача — утвердить их бытие. Вероятно, в «нормальном» прозаическом романе говорилось бы: эти люди были такими-то и такими-то и вот что с ними случилось. В поэтическом повествовании Бориса Херсонского применена логика, обратная по отношению к логике «нормального» романа. Херсонский говорит примерно следующее: эти люди были, ибо они были такими-то и с ними случилось то-то.
Под стать этому последовательному ограничению «психологического» — и каталогизаторски-подробный, бесстрастный тон повествования, восходящий равно к ветхозаветному преданию и медицинскому анамнезу. (Как-никак, Борис Херсонский — врач в третьем поколении, психиатр с четвертьвековым стажем.) Это почти проза, «нарезанная» на фразоиды с двумя-тремя, реже четырьмя логическими ударениями. Иногда граница стиха не совпадает с логическим членением фразы, соответствуя «сбоям» живой речи.
Эту «почти прозу» нелегко встроить в какой-либо типологический ряд. Стихи-исследования, стихи-реконструкции, с большой долей домысла и вымысла, можно при желании записать по актуальному ведомству литературы non-fiction, но это все-таки — и со всей очевидностью — тексты, обращенные к слуху, пусть и внутреннему. Это тексты с характерным лирическим тембром — короче говоря, это поэтические тексты. Здесь уместно заметить, что реальные документы нигде в книге не цитируются впрямую, а заключенные в кавычки «цитаты» — реплики, высказывания, изречения — по большей части никак не могли быть зафиксированы и уцелеть документально. То есть между семейным архивом Бориса Григорьевича Херсонского и «Семейным архивом» поэта Бориса Херсонского — опять же дьявольская разница.
В меру своей пусть и не слишком широкой, но все же начитанности я не вижу у Херсонского явных предшественников, равно как и авторов, идущих с ним параллельным курсом. Тем не менее «Семейный архив» хорошо вписывается в общую и уже достаточно давнюю тенденцию прозаизации стихов и поэтизации прозы. Оксюморон «поэзия non-fiction» — это один из возможных ответов на кризис традиционной поэтики.

Аркадий Штыпель
“Новое литературное обозрение” №70, 2004
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: a_ilichevskii
2005-10-09 10:14 am (UTC)

Re: вот статья (неполностью) и внизу ссылка на номер НЛО

Спасибоогромное, замечательная, оч. точная статья.
Да,и вот -- я все никак отойти не могу - прямо немой вопрос по поводу вот этого: «Секуряны, 1930 — Иерусалим, 1990».
Что это?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)